Здравствуйте. Михаил Андреевич Варицкий, старший дозиметрист Управления дозиметрического контроля (УДК) Чернобыля, работавший и живший там с самого начала строительства ЧАЭС. Автор располагает письменными показаниями М.А. Варицкого, где говорится о том, как в ночь на 26 апреля 1986 г., он был поднят по тревоге и с напарником дозиметристом УДК Михаилом Самойленко направлен в район ЧАЭС. В зоне прямой видимости четвертого блока группа оказалась в 4 часа 15 минут. Увидев как полыхает развороченный взрывом реактор энергоблока, и ощутив жжение (средств защиты у них с собой не было, а прибор "зашкаливал") профессиональные дозиметристы, понимая угрозу облучения, решили отказаться от немедленного выполнения задания и вернуться на базу за средствами защиты.
Они уже начали разворачивать машину как вдруг... Далее мы цитируем письменные показания М.А. Варицкого "Мы увидели медленно проплывающий в небе огненный шар ярко-латунного цвета. Он был диаметром 6-8 метров. Мы снова произвели замеры, переключив шкалу прибора на другой диапазон, прибор показывал 3000 миллирентген/час.
Вдруг на шаре вспыхнули два прожектора. Два ярко-малиновых луча были направлены на реактор четвертого блока. Объект находился от реактора на расстоянии приблизительно 300 метров. Все это длилось где-то три минуты. Прожектора внезапно погасли, и шар медленно уплыл на северо-запад, в сторону Белоруссии. Тут мы снова обратили внимание на прибор. Он уже показывал 800 миллирентген/час. Мы не могли объяснить, что произошло, и поэтому грешили на прибор, считая, что он испортился. Однако, когда мы вернулись на базу и его проверили, прибор оказался исправным". Разумеется, оценки М. Варицким и М. Самойленко размеров объекта и расстояния от него до реактора субъективны, поскольку здесь речь может идти только об угловых размерах и величинах, а не о линейных. Однако показания исправного прибора и часов - факты объективные, и мы вправе опираться на них как на документированное свидетельство того, что в ночь аварии неопознанный летающий объект, появившийся в небе почти три часа спустя после взрыва, практически погасил размазанный атомный взрыв, сбив радиацию с 3000 до 800 миллирентген в час. Остальное с большим трудом и человеческими жертвами довершили киевские пожарники.
Страшно даже представить масштаб тех последствий чернобыльской аварии от которых нас уберег неизвестный объект, вовремя пришедший на помощь.